200 лет назад, 5 мая (23 апреля) 1811 года, в Симбирске состоялся первый демонстрационный полет воздушного шара.
Кто первый?
Поднимались ли люди в воздух до изобретения братьев Монгольфье?
Вряд ли мы об этом узнаем наверняка. Есть запись из коллекции известного фальсификатора Сулукадзева о полете над Рязанью с помощью наполненного дымным воздухом воздушного шара подьячего по прозвищу Крякутный еще в 1731 году. И хотя подделка давно распознана, сведения о полете содержатся в Большой Советской энциклопедии, кочуют из учебника в учебник, а кинематографический гений Андрей Тарковский и вовсе перенес действие на три века раньше, в эпоху Андрея Рублева. Режиссер имел на это право, он так видел. Прозябающий в нищете и рабстве, но дерзновенный духом народ не мог не мечтать о полете. А раз мечтал, значит, кто-то мог и попытаться. Вот и при Иване Грозном будто бы некий «смерд Никитка» намеревался соорудить то ли деревянные, то ли слюдяные крылья и на оных летать, аки птица. Если верить киношному Ивану Васильевичу, судьба изобретателя была печальна. Но есть еще загадочная цитата из «Моления Даниила Заточника», написанного на рубеже XII-XIII веков. Автор жалуется на падение нравов: «…а иной летает с церкви или с высокой палаты, паволочиты крилы имея…», то есть кто-то развлекался тем, что изготовлял крылья из ткани и летал на них с церкви или с высокого дома. Кто знает, действительно люди в то время решались на подобный экстрим или это фигура речи такая? Над летательными аппаратами различной конструкции бился и великий Леонардо.
Как бы то ни было, но первый достоверный опыт воздухоплавания относится к 1783 году. Братья-фабриканты Жозеф и Этьен Монгольфье после нескольких экспериментов с полетами «беспилотных» холщовых оклеенных бумагой шаров, наполненных горячим воздухом и дымом, 19 сентября 1783 года в Версале запустили первый воздушный шар с «пассажирами» – бараном, уткой и петухом. Летательный аппарат поднялся вверх, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья сделались героями дня, и все воздушные шары, наполняемые горячим дымным воздухом, стали называться монгольфьерами. Первый полет человека на монгольфьере состоялся 21 ноября 1783 года. Пассажирами (или пилотами) воздушного шара стали один из строителей монгольфьера Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд.
«Неведомого отечества»
И хотя в декабре того же года профессор Жак Шарль совершил полет на шарльере –более совершенном воздушном шаре из прорезиненного шелка, в котором для создания подъемной силы использовался водород, наибольшую популярность в первое время получили все же монгольфьеры. По причине, надо думать, относительной простоты изготовления, а также простоты в «заправке» этого летательного аппарата, для чего достаточно было развести под ним костер. Последователи братьев Монгольфье теперь радовали почтеннейшую публику невиданным доселе зрелищем в разных странах мира. На полетах можно было неплохо заработать. Так, в России появился иностранец Тушель. Откуда родом «иностранец» — газеты того времени умалчивают. Возможно, это был один из многочисленных французов, бежавших за границу от ужасов революции. Как бы то ни было, но «Московские ведомости» летом 1808 года писали: «г.Тушель имеет честь объявить, что он… в удовольствие почтеннейшей публики прошедшего августа 7 дня в собственно им изобретенном бумажном шаре сделал воздушное путешествие». Сам воздухоплаватель записал себя в изобретатели монгольфьера или это сделал за него репортер «Московских ведомостей» — сие неизвестно. «Бумажный» шар был, вероятно, все же матерчатым, оклеенным бумагой.
В апреле 1811 года Тушель со своим шаром появился в Симбирске. «Московские ведомости» и «Северная почта» сообщали: «Вновь появляется воздухоплаватель (…неведомого отечества) Тушель. И вот публика наша в первый… раз видела в Симбирске опыт воздушного плавания. Пребывающий здесь иностранец Тушель доставил ей сие удовольствие 23 числа апреля при весьма способном к этому ветре и прекрасной погоде. Он поднялся с аэростатом своим в 7 час. вечера и, пролетев чрез большую часть города, спустился благополучно от оного не в далеком расстоянии. г.Тушель предпринял таковое путешествие посредством бумажного шара и действия огня, по примеру Монгольфиера». Более о симбирском полете Тушеля в газетах ничего не сказано. Но представление об этом событии можно получить по описанию его же полета в Казани в июле того же 1811 года. «Он поднимался на высоту до 50 саженей (более 100 метров – А.Ю.), откуда салютовал публике флагом, — пишет «Северная почта», — и, опустясь после на землю во ста саженях (около 200 метров) от своего места, пустил один шар, который плавал по воздуху, не скрываясь от глаз зрителей, и через полчаса опустился за 200 саж. (более 400 метров) от того места, откуда был пущен. Величина его состояла в вышину тридцать, а в окружности 72 аршин (соответственно около 20 и 50 метров)». Свой очередной полет, состоявшийся в Астрахани в 1813 году, Тушель посвятил победе над Бонапартом.
Продолжатели
Вообще-то первый в России полет монгольфьера состоялся все в том же 1783 году, в день тезоименитства Екатерины II, 24 ноября. Но зрелище это, якобы способствующее распространению вольнодумства, императрице не понравилось, и впредь проводить подобные увеселения она запретила. Энтузиасты, подобные иностранцу Тушелю, смогли практиковать воздухоплавание в России уже лишь в новом XIX столетии.
Еще один зафиксированный прессой полет на аэростате над Симбирском состоялся в июне 1896 года. И хотя полет для нашей провинции сам по себе был редким зрелищем, отважные воздухоплаватели продемонстрировали публике нечто новое и необычное – прыжки с парашютом. Подняв свой воздушный шар (тоже монгольфьер) 16 июня с территории Владимирского сада (парк Свердлова), аэронавт и парашютист Юзеф Древницкий при помощи парашюта-зонтика благополучно приземлился около Зотовского переулка (район гостиницы «Октябрьская»). 21 июня полет на аэростате при огромном стечении народа совершила Ольга Древницкая.
А потом наступил черед летательных аппаратов тяжелее воздуха. 22 октября 1910 года первый в нашем городе полет на моноплане «Анрио» совершил выпускник французской авиашколы граф Михаил Кампо-Сципио.
29 июня 1912 года сложными фигурами в воздухе на высоте 300 метров симбирян порадовал на своем аэроплане «Блерио» авиатор Александр Васильев.
2 июня 1924 года возле ульяновской пристани приводнился гидроплан «Юнкерс». Он устраивал для жителей воздушные экскурсии, прокатив на своем борту порядка трехсот жителей Ульяновска. А в 1925 году в нашем городе появился первенец советского авиастроения – военный самолет инженера Григоровича.
Сегодня «авиационную столицу» полетами не удивишь. История отечественной авиации запечатлена в уникальном авиамузее под открытым небом. Что касается собственно воздухоплавания (то есть полетов на аппаратах легче воздуха), то на ульяновской земле уже в новое время предпринимается вторая за последние двадцать лет попытка наладить производство дирижаблей.
Алексей ЮХТАНОВ
АиФ