08 августа 1709 – португальским священником Bartholomeu Lourenzo de Gusmao при дворе короля была продемонстрирована модель воздушного шара, которая поднялась за счет нагретого воздуха в оболочке.
17 ноября 1731 – первый полет человека на воздушном шаре, следуя русским летописям, совершил подъячий Крякутной из Нерехты.
5 июня 1783 – демонстрация аэростата Этьена и Жозефа Монгольфье на базарной площади в городе Анноне. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе 10 минут, пролетев 2 километра.
27 августа 1783 – первый старт аэростата физика Жака Александра Цезаря Шарля, наполненного железными опилками и серной кислотой. На высоте от 1000 до 1500 метров шар лопнул.
15,17,19 сентября 1783 – пробные привязные полеты физика Пилатра-де-Розье на шаре Монгольфье.
19 сентября 1783 – полет монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту в Версале. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут.
21 ноября 1783 – первый полет человека на аэростате. Пилоты Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд перелетели Париж и через 25 минут благополучно приземлились, пролетев около 9 км на высоте до 1 км.
24 ноября 1783 – был запущен небольшой шар диаметром 1,5 фута в Петербурге.
1 декабря 1783 – первый полет человека на шарльере. Жак Шарль и Энэ Роббер, пролетев 36 км, опустились через 45 минут после старта.
5 января 1784 – третий полет на воздушном шаре с пассажирами. На гигантском монгольфьере «Les Flesselles» поднялось в воздух 8 человек. На высоте 800 метров оболочка треснула, воздухоплаватели отделались легкими ушибами.
4 апреля 1784 – Екатерина II своим Указом запретила полеты аэростатов в России «под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого”.
19 марта 1784 – в Петербурге французом Менилем был организован беспилотный подъем воздушного шара.
24 сентября 1784 – первая женщина-воздухоплаватель госпожа Тибль совершила полет в Лионе.
16 октября 1784 – фиксируется первое использование воздушного винта на полноразмерном пилотируемом аэростате, когда Жан-Пьер Бланшар прикрепил к пассажирской корзине своего аэростата шестилопастный воздушный винт, приводившийся в действие вручную.
7 января 1785 – француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джефрис первыми пересекли Ла-Манш, стартовав из британского города Дувр и приземлившись во французском Кале
15 июня 1785 – гибель воздухоплавателя Пилатра-де-Розье во время перелета через Ла-Манш.
22 октября 1797 — Andry Jacques Garnerin совершил первый прыжок с парашютом с воздушного шара.
10 ноября 1798 – первая женская команда стартовала в Париже. Пилот Jeanne Genevieve Garnerin (Miss Labrosse) и сопилот Miss Henry.
19 век
20 июня 1803 – первый официально зарегистрированный полет в России был совершен в Петербурге французом Гарнереном и его женой.
20 сентября 1803 – первый полет в Москве совершенный французами Гарнереном и Обером.
04 октября 1803 – полет Гарнерена в России на расстояние более 300 км.
8 мая 1804 – первая русская воздушная путешественница А.С. Турчанинова поднялась в московское небо в качестве пассажирки вместе с супругой француза Гарнерена.
30 июня 1804 – полет француза Робертсона и Якова Дмитриевича Захарова в Петербурге с целью исследования атмосферы. Было изучено «влияние высоты на увеличение или уменьшение магнитной силы, а также увеличение или уменьшение нагревательной силы солнечных лучей».
12 декабря 1804 – запуск аэростатов в честь коронации Наполеона. Один из них опускается на могилу Нерона в Риме, что вызывает скандал.
13 октября 1805 – пионер российского воздухоплавания штабс — доктор И.Г. Кашинский в Москве совершил полёт на аэростате. Большой аэростат и парашют были самостоятельно построены Кашинским на собственные деньги.
31 августа 1828 — в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина — воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка с Пресненской части.
24 сентября 1852 – первый полет дирижабля под управлением Henri Giffard.
18 июня 1861 – пилот Thaddeus Sobieski Constantine Lowe послал первое телеграфное сообщение с борта аэростата «Enterprise».
21 декабря 1869 г. – создана Комиссия по применению аэростатов для военных целей – первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию. Глава — Э.И. Тотлебен.
3 декабря 1870 г. – создано Русское общество воздухоплавания.
22 марта 1874 — высотный подъём (7300 м) французских учёных Т. Сивеля и Ж. Кроче-Спинелли на аэростате «Полярная звезда». Для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.
19 октября 1875 – Д.И. Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил проект аэростата для высотных полетов (стратостата с герметически закрывающейся гондолой).
Декабрь 1880 – по инициативе Д.И. Менделеева создан воздухоплавательный отдел Русского технического общества.
20 декабря 1880 (01.01.1881) — Русское техническое общество открыло в своём составе VII Воздухоплавательный отдел, председатель — М.А. Рыкачёв.
9 августа 1884 — первый полёт Ш. А. Ренара и А. Кребса на дирижабле «Франция» с электродвигателем, мощность которого (6,5 кВт) позволяла при слабом ветре возвратиться к месту старта (новое для того времени качество воздухоплавательных ЛА).
16 февраля 1885 – в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая готовила военных воздухоплавателей и проводила военные учения с использованием аэростатов.
18 октября 1885 г. – первый свободный полёт на высоту 2225 м продолжительностью 5 часов на расстояние 150 км совершили русские военные воздухоплаватели во главе с А.М. Кованько.
2 ноября 1885 года – с одобрения императора Александра III была создана Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям.
07 августа 1887 — в Клину во время полного солнечного затмения состоялся запуск воздушного шара, управляемого Д. Менделеевым. Полет продолжался 3 часа 36 минут, после чего шар приземлился недалеко от Калязина, покрыв расстояние около 120 километров.
11 июля 1897 – первый полет в Арктику, совершенный пилотом Salomon August Andre.
14 июля 1890 – был создан Учебный воздухоплавательный парк, который впоследствии стал военным и научным центром отечественной аэронавтики. Первым командиром парка был А. М. Кованько.
20 век
2 июля 1900 — первый подъём дирижабля Ф. Цеппелина жёсткой конструкции.
15 сентября 1900 — в Париже открылся 1-й Международный воздухоплавательный конгресс. В числе представителей от России — Н. Е. Жуковский.
19 октября 1901 – самая ранняя демонстрация управляемого полёта на дирижабле — бразилец А.Сантос-дюмон облетел на дирижабле вокруг Эйфелевой башни в Париже и завоевал приз в 100000 франков. Общая длина дирижабля составляла 33 м, максимальный диаметр — 6 м, объём — 630 куб.м. Он был оснащён бензиновым двигателем, который приводил в действие двухлопастный воздушный винт.
13 ноября 1902 — первый полёт дирижабля «Лебоди» полужёсткой конструкции (Франция).
30 августа 1905 – первый в России рекламный аэростат сигаретной фабрики «Катык» стартовал с московского ипподрома. Пилот Жан Овербек, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки.
14 октября 1905 – во Франции Создана Международная Авиационная Федерация (ФАИ). Идея об её образовании была выдвинута в июне во время Олимпийского конгресса в Брюсселе представителями Франции, Германии и Бельгии. 12 октября в Париже была созвана международная конференция аэронавтов, и спустя два дня делегаты из Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Франции и Швейцарии принимают устав новой организации. Её первым президентом избирается принц Р. Бонапарт (Франция).
01 октября 1906 – I Кубок Гордона Беннетта. Первое место заняли пилот Frank P. Lahm и сопилот Henry B. Hersey.
14 марта 1908 — состоялось первое общее собрание членов Аэроклуба
29 января 1908 — состоялось собрание учредителей первого аэроклуба в Петербурге, которое выбрало комиссию для выработки Устава.
Декабрь 1909 – Всероссийский аэроклуб вступил в Международную аэронавтическую федерацию и получил право регистрировать в ней мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды, установленные в России, а также выдавать пилотам-аэронавтам и пилотам-авиаторам дипломы, действительные во всех странах мира.
21 марта 1910 — русский летчик М.Ефимов совершил в Одессе публичные полеты. Это были первые в России полеты на аэроплане русского авиатора.
28 июня 1910 – первый полет дирижабля Zeppelin с пассажирами на борту.
28 июня 1910 — министерство торговли и промышленности выдало «первому российскому товариществу воздухоплавания» разрешение на пуск в Петербурге завода по строительству летательных аппаратов.
1 сентября 1910 — Учебный воздухоплавательный парк под командованием Кованько был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу.
05-29 сентября 1910 — Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге. Было разыграно множество призов и премий — за высоту подъема, скорость, продолжительность и дальность полета, точность приземления.
23 апреля 1911 — в С. Петербурге открылась Международная воздухоплавательная выставка.
6 июля 1919 — George Herbert Scott-старший первым пересек Атлантику на дирижабле.
27 июня 1920 – первый свободный полет в СССР. Газовый аэростат стартовал из центра Москвы с Красной площади во время торжественного парада в честь II Конгресса Коммунистического Интернационала. Пилоты Анощенко, Куни и Олеринский.
2 января 1921 — первый полёт дирижабля «Красная звезда», перестроенного из дореволюционного дирижабля «Астра».
1 декабря 1921 – первый полет дирижабля, наполненного гелием.
12 октября 1924 г. – первые Всесоюзные соревнования воздухоплавателей (8 аэростатов), победили Н.М.Канищев и П.Ф.Федосеенко.
12 мая 1926 – дирижабль «Норвегия» достиг Северного полюса. Организаторы полета — Р. Амундсен, Л. Элсуорт, У. Нобиле.
15 ноября 1927 — аэронавт П.Федосеенко на сферическом аэростате объемом 647 куб.м продержался в воздухе 23 часа 52 мин
27 мая 1931 — первый успешный полет в стратосферу был совершен года швейцарцами Огюстом Пиккардом и Паулем Кипфером. Они поднялись на 15781 метров.
30 сентября 1933 – Г. Прокофьев, К. Годунов и Э. Бирнбаум на стратостате поднялись на рекордную высоту 18514 метров.
30 января 1934 – П. Федосеенко, А. Васенко и И. Усыскин на аэростате достигли рубежа 22 км. Во время полета гондола оторвалась, воздухоплаватели трагически погибли. Стратонавтов похоронили у Кремлевской стены.
29 сентября—4 октября 1937 — рекордный по продолжительности (130 ч 27 мин) полёт советского дирижабля В-6 (пройдено 4800 км).
28 ноября 1956 — в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров была создана Воздухоплавательная служба ВВС.
22 октября 1960 – Edward Yost создал прототип современного теплового аэростата.
20 августа 1966 – полет первого современного теплового аэростата в Европе под руководством пилота Veikko Kaseva.
4 января 1973 – первый удачный полет теплового дирижабля. Пилот Donald A. Cameron. Бристоль, Великобритания.
17 февраля 1973 – Dennis Floden выиграл первый Чемпионат мира по тепловым аэростатам.
14 сентября 1976 – пилот Peter Peterka и сопилот Kurt Renzi стали победителями первого Чемпионата мира по газовым аэростатам.
17 августа 1978 – американцы Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые на аэростате преодолели Атлантический океан..
11 апреля 1980 – первый в истории полет над Северным полюсом на тепловом аэростате. Пилот Sid Conn.
11 января 1981 – первая попытка кругосветного путешествия. Пилоты Maxie Leroy Anderson и Don Ida. Аэростат «Jules Vernes». Вылетев с территории Египта и пролетев 4302 км. пилоты были вынуждены приземлиться в Индии.
9 ноября 1981 — Тихий океан был покорен японцем Аски и американцами Андерсоном, Кларком и Ньюмэном на шаре «Дабл Игл V».
07 августа 1988 — Оскар Линдстрем стал победителем первого чемпионата мира по тепловым дирижаблям
28 июля 1989 – полет на Тушинском аэродроме Первого монгольфьера советского производства, спроектированного в Центре научно-технического творчества «Вектор»
8 сентября 1991 – открытие первого чемпионата СССР по воздухоплаванию в Рыльске
3 октября 1990 – первый в истории полет из Великобритании в СССР (Ledurga, Латвия). Пилот Donald A. Cameron на аэростате «Doctus».
21 октября 1991 – первый в истории полет над Эверестом. Пилоты Chris Dewhirst на аэростате «Star Flyer I» и Andrew Charles Elson на «Star Flyer II»
23 апреля 1992 – первый перелет на аэростате из России в США через Берингов пролив. Пилот Masahiko Fujita (Япония) на аэростате «The Earth We Love».
12 января 1993 – попытка кругосветного путешествия. Пилот Larry Newman, сопилоты Владимир Джанибеков и Don Moses. Взлет аэростата «Virgin-Earthwinds» не состоялся.
12 декабря 1995 – первый полет аэростата над Антарктидой. Пилот Bill Arras.
21 апреля 1996 – пилот Иван Трифонов (Австрия) первым совершил соло полет над Северным полюсом на тепловом аэростате.
14-24 июня 1996 – Великие Луки принимали второй Чемпионат России по воздухоплаванию.
20 января 1997 – попытка кругосветного путешествия. Стартовав из Сент-Луиса, США, пилот Steve Fossett из-за проблем с перелетом в воздушном пространстве Ливии вынужден был приземлился в Индии, тем самым став первым, кто совершил беспосадочный перелет над тремя континентами.
05-07 сентября 1997 — Международный спортивный фестиваль воздухоплавателей «Москва-850».
19 сентября 1997 – закрытие I Всемирных воздушных игр. Лучшим пилотом тепловых аэростатов стал немец Uwe Schneider.
20 марта 1999 – после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью в 19 дней 21 час и 55 минут на аэростате «Breitling Orbiter 3» установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета — 40814 км. Этот рекорд установили воздухоплаватели Бертран Пиккар (Швейцария) и Брайан Джонс (Великобритания).
21 век
1 января 2000 – первый полет нового тысячелетия. Пилот Jan Fridman. Взлет в Lapparvi в 23:55, 31-го декабря 1999, посадка в Seinioki 1-го января 2000 в 09:00.
30 июня 2001 – Японский пилот тепловых аэростатов Masahiko Fujita стал победителем II всемирных воздушных игр. Klaus Weisgerber и сопилот Astrid Gerhardt выиграли зачет в классе газовых аэростатов.
1 июня 2002 – пилот М.Баканов на аэростате «Экономика и жизнь» достиг рекордной для России высоты 6696 метров.
8-16 июня 2002 – в городе Великие Луки был проведен I Кубок России по воздухоплаванию.
3 июля 2002 – второй в истории беспосадочный перелет вокруг земли совершил американский пилот Steve Fossett. На аэростате «Bud Light Spirit of Freedom» он преодолел 34 242 км. за 320 часов 33 минуты.
18-21 июля 2002 – I Фестиваль специальных форм «Небо святого Сергия».
19 июня 2003 – первое поднятие аэростата «Экономика и Жизнь — Перо».
29 сентября 2003 — David Hempleman-Adams первым пересек Атлантический океан в открытой плетеной корзине.
20 февраля 2004 – пилотом Николаем Галкиным был установлен мировой рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле класса BX-04.
9 апреля 2004 – открытие сайта команды аэростатов «Экономика и Жизнь».
7 февраля 2005 — на аэродроме «Раменское» россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой был установлен женский мировой рекорд скорости на тепловом дирижабле подкласса BX-4 (объем оболочки 1 600- 3000 м3).
10 февраля 2005 – российский пилот Леонид Путинцев установил мировой рекорд скорости на одноместном газовом дирижабле Au-11, который относится к подклассу BA-02 (объем оболочки от 400 до 900м3)
24 февраля 2005 — россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой был установлен новый женский мировой рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле подкласса BX-4.
2 апреля 2005 – Валерием Шкуленко был установлен рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле класса BX-02.
24 мая 2005 – успешно закончилась экспедиция к Северному полюсу на воздушном шаре. За 38 дней аэростат «Святая Русь» под управлением Валентина Ефремова преодолел расстояние в 980 километров.
28 августа 2005 – открытие фестиваля «1000-летнее небо Казани».
1 марта 2006 года — российский воздухоплаватель Валерий Шкуленко установил мировой рекорд скорости на тепловом дирижабле Au-29 «Зяблик».
08 — 11 марта 2006 – в г. Дмитров, Московской области впервые в России была проведена ежегодная конференция CIA FAI