История воздухоплавания. Часть 2. С подарком для президента республики Ирак Саддама Хусейна. (Садда́м Хусе́йн Абд аль-Маджи́д ат-Тикри́ти)

Civilian helicopter

Мы продолжаем знакомить Вас, уважаемые читатели, с историями Льва Борисовича Маврина, который с радостью делится ими с корреспондентом сайта fvro.ru
Итак, вторая история будет о путешествии к президенту Ирака Саддаму Хусейну в апреле 1994 году.
— Как и всякое большое дело, поездка в Ирак началась с определенных случайностей. Образовалась некоторая группа инициативных людей, которые задались целью посетить господина президента Саддама Хусейна и предложить ему совместный проект по развитию воздухоплавания в республике Ирак.
Поездку мы планировали как раз ко дню рождения лидера Ирака, а в качестве подарка — тепловой аэростат, где цветовая гамма оболочки выполнена в виде флага республики с портретом президента. Надо отметить, что исторические политические лидеры, которые повлияли на ход мировой истории, родились в апреле( Владимир Ильич Ленин – 22 апреля, Садда́м Хусе́йн Абд аль-Маджи́д ат-Тикри́ти – 28 апреля).
Мы не будем останавливаться на длительных разговорах об улаживании дипломатических отношений с Багдадом, скажем коротко – нас поддержали соответствующие заинтересованные организации Российской Федерации и республики Ирак . Колесо воздухоплавательной истории закрутилось.
В итоге приблизительно к 8 марта 1994 года мы получили окончательное и бесповоротное согласование по портрету президента, и работа на производственной базе «Интеравиа» закипела.
К первым числам апреля оболочка была уже готова. Наступил самый ответственный момент: необходимо было проверить, как она сшита. Потребность проверки была связана и с тем, что до этого никто не имел опыта размещения портретов на выпуклой поверхности. Погода дала шанс поднять на привязи первый в истории России именной аэростат политического лидера республики Ирак.
Фото оболочки мы представили в посольство. Они совещались недолго, ответили: «Все просто здорово!» И мы поехали в Ирак.
На тот момент прямой дороги до Багдада просто не существовало. Необходимо долететь до Аммана (столица Иордании), а оттуда на автобусе или такси проехав около 1000 километров , попасть в Багдад пересекая иордано- иракскую границу.
Перейдем к первой части путешествия: полету от Москвы до Аммана. На тот момент , мы уже имели опыт по временному вывозу личного спортивного имущества — комплекта теплового аэростата. На Шереметьевской таможне проблем с нашим имуществом никаких не было, оформили все быстро и без задержек.
Мы уже было расслабились, но приключения только начинались. Выяснилось, что до Аммана летит самолет Ил-62. И при этом конструкционные особенности грузового отсека самолета были таковы, что к габаритам предъявлялось требование, чтобы один из размеров был не более 90 см. А у нас корзина 1,15*1,4 м. * 1,4м !!!! Корзина банально не входит в самолет!
И что делать? И кто виноват – вопрос так не стоял…? Как доставить корзину до места назначения?
Даже не знаю, но кто-то предложил: а что, если все будет как в сказке? И корзина, словно слон, который просочился через игольное ушко, окажется в самолете?
В результате мы улетели, а корзина осталась стоять на летном поле аэропорта Шереметьево в Москве.
В самолете, после того, как стюардесса принесла нам освежающие и слабоалкогольные напитки, образовалась интеллектуальная группа из 3 человек — Маврина Льва, Сергея Щугарева и Юрия Вронца, которые и стали продумывать возможные варианты изготовления корзины, а правильно сказать- « гондолы теплового аэростата « на месте по прибытию в сказочный город Багдад.
Вариантов было всего три:
а) корзину может быть — железная;
б) корзина может быть — деревянная;
в) корзина может быть сделана из тканево-веревочного материалов. За спорами и обсуждениями того или иного варианта, мы абсолютно без проблем, долетели до столицы Иордании.
В Аммане нас встретил советник посольства России Айдар Аганин. В дальнейшем оказалось, что это была судьбоносная встреча, так как через 5 минут появился таможенный офицер, который объявил, что согласно резолюции ООН мы должны, получить соответствующую санкцию от данной организации на наш груз для его ввоза на территорию республики Ирак..
Груз был оформлен на пилота теплового аэростата – Маврина Льва, со мной остался Сергей Щугарев, а остальные члены делегации на автобусе уехали в Багдад. Целую неделю мы пробивали разрешение от ООН. собрали 128 подписей… и все-таки получили «добро» на провоз воздушного шара в качестве подарка детям Ирака. Огромное спасибо всем работникам посольства Российской Федерации в Иордании и лично Айдару.
За эту неделю мы изучили особенности жизни столичного города. Узнали, что в четверг короткий рабочий день, а пятница выходной , что рабочее время у чиновников заканчивается в 14.00., что основное выражение на все события – «На все воля Аллаха», при этом надо поднять глаза к небу и сделать характерное движение пальцами правой руки. В Мертвом море- утонуть невозможно, и что вся территория Иордании связана с периодом раннего христианства, а следы римлян в Аммане попадаются на каждом шагу.
Полное счастье в тот период жизни наступил в субботу, когда мы арендовали такси до Багдада. на нем подъехали к грузовому таможенному терминалу аэропорта Аммана. Погрузили в прямом смысле этого слова бесценный груз — комплект теплового аэростата без корзины и отправились по дороге Амман-Багдад. Тут надо описать. что это такое такси, которое работает по маршруту Амман- Багдад – Амман. Джип американский в багажнике которого, врезан бак под солярку емкостью литров 600. Весь доход таксистов- это разница в цене на солярку в Аммане и Багдаде, А она достигала несколько тысяч процентов.
Дорога до границы с Ираком разбита и узкая. Другое дело, когда мы пересекли границу: тут дорога стала с разделительной полосой, в две полосы в каждую сторону и с ограждениями по бокам, и прямая и ровная, как стрела просто сказочная. Гнать по ней и гнать, останавливаться не надо! Наш водитель совершенно спокойно набирал скорость 220км/ч. и 240км/ч.
Ровно через 12 часов мы въехали в священный город Ирака – Багдад. Он нас сразу поразил тем, что на дорогах в одну и другую сторону местами по четыре ряда ехали желтые машины – такси. Тут же поинтересовались и выяснили, что цена за 1 тонну бензина составляет всего 3$. Почувствуйте, так сказать, разницу.
Едем по городу и видим… на машинах перевозят коров, на крышах частных домов пасутся козы и коровы.
Потом я только узнал, что «Багдад» в переводе с иранского означает «богом данный». Появился городок в 762 г. в колыбели жизни – Междуречьи Тигра и Евфрата. Основателем города стал Абу Джафар эль Мансур. Интересно и то, что в 1258 г. город был захвачен и разграблен монголами. Прослеживается историческая связь с судьбой Старой Рязани.
Вспомните про сказочную составляющую Багдада. Кто не помнит сказки «Тысяча и одна ночь»? Кто не помнит легенду про ковер-самолет, и волшебную лампу Алладина.

Читайте также  200 лет назад над Симбирском

Ворота Вавилона

Вид на Тигр
Но это маленькое отступление от основной части нашего рассказа.
Приехали мы в гостиницу Эль-Мансур , расположенную на правом берегу реки Тигр. .Все мосты через Тигр построены при Саддаме, а до этого тысячелетиями существовала лодочная и паромная переправа. Тут же встретились с остальными членами нашей делегации. Решили, что времени осталось меньше недели, кругом много мебельных магазинов, они же и являются и производством. Завтра запускаем вариант номер два – деревянная корзина. Берем горелку и на мебельные производство, будем корзину деревянную делать . Честно говорю, что мы еще не понимали, в какую страну попали. Не были мы свидетелями 37-ого года в СССР.
Выходим мы на следующее утро за ворота гостиницы, не прошли и сто метров, к нам сразу человек подходит в белой рубашке и говорит на чистом русском языке:” Что так в нашей стране не принято делать. О вас все знают. О вас все помнят. Поднимает указательный палец наверх, говорит, что решения принимаются теперь на самом верху.» Разворачиваемся и обратно в гостиницу. Чем же заниматься?
— А, — подумали и решили, — Пошли купаться в бассейн! Следующие два дня прошли в ожидании….За это время мы исследовании старую часть города. и старый базар в поисках волшебной лампы … И искали книжный магазин. что бы купить карту Багдада, и такая карта нашлась..
На следующее утро, как очень дорогих гостей, а именно гостей самого президента нас переселяют в президентский отель!!! Переезжаем. Особенности отеля заключались том, что пол холла мозаичный. И в этой технике на полу был выложен портрет Дж. Буша- – старшего. Попасть в отель, можно было volens nolens пройти по лицу президента США.
Дни идут один за другим. День рождения Хусейна приближается, а корзины все нет и нет.
Утром 26 апреля появляется человек, который говорит, что директор авиационного завода поможет нам сделать корзину. Ладно, прибываем на завод. Но от него ничего нет.
И вот здесь-то и вступил в действие план номер один — «Железная корзина», о которой мы говорили еще в самолете. Нашли на территории завода пол-дюймовую трубу, металлическую полоску в 3 сантиметра, кусок десятислойной фанеры на дно. Два часа мастер сваривал без маски раму корзины. Все это обтянули красной шелковой тканью, бывшей когда-то тормозным парашютом, чтобы корзина смотрелась прилично . И чудо свершилось, корзина была готова! Первая в мире железная корзина для теплового аэростата! Еще через 1,5 часа поехали на нефтеперерабатывающий завод, чтобы заполнить имеющиеся баллоны сжиженным пропаном. В итоге вечером 26 апреля 1994 года мы подготовили летательный аппарат – тепловой аэростат к полету.
27 апреля все пошло, как всегда : нас никуда не везут, мы сидим в отеле, а именно купаемся в бассейне, никто никуда нас не приглашает. Ближе к вечеру появляются еще одни незнакомцы, сажают нас в машины и везут за город. Потом только мы выяснили, что это представители Высшего военного совета, которые хотели убедиться: что же русские на самом деле привезли? Приезжаем на прекрасно оснащенный центр по подготовке парашютистов. Выбрали место для наполнения аэростата, подготовили материальную часть.
Спрашиваю: есть ли у кого-нибудь флаг Ирака?
Говорят, что есть. Пришиваем к купольному фалу флаг. А дальше прямо было все, как и в американских фильмах: несколько офицеров поддерживают флаг так, чтобы он не коснулся земли. В это же время оболочка наполняется холодным воздухом. Как вы помните, уважаемые читатели, на оболочке у нас был изображен сам Саддам Хусейн.. Прямо с двух сторон. . Включаю горелку, оболочка «ожила». Пять минут проходит. Аэростат занял вертикальную позицию.
Все члены этой поездки с иракской стороны разом изменились в лице: военные быстро приложили руку к фуражке – отдали честь, гражданские с громким выкриком поприветствовали своего лидера. Началось подлинное ликование.
— Завтра такой аэростат будет лучшим подарком для нашего президента, — сказали они.
И вот уже утро 28 апреля. Сразу скажу, что такое забыть невозможно никогда. И 22 апреля в советские времена никак не сравниться с 28 апреля в Ираке. Празднование дня рождения Саддама затмевал все и вся. Это был настоящий праздник, настоящее буйство радости. В каждом учреждении был утренник, на который приходили не только родители, но и дети!
Национальный праздник идет своим чередом, а мы продолжаем сидеть в отеле. Нас никуда не везут, мы ничего не делаем. Мы просто в диком шоке. И ради чего приехали? Не получается полетать на именном аэростате в честь Саддама. Что делать? Одно остается: с горя в бассейне купаться — пошли топиться.
Тут прибегают люди из соответствующих служб. Говорят нам, что Саддам будет сегодня на футбольном матче. Матч начнется в 18.00 часов вечера. Наша задача стартовать с олимпийского стадиона в Багдаде по свистку судьи.
Теперь историческое колесо воздухоплавания, летящее на всех парах, уже не остановить.
Приезжаем на олимпийский стадион.
Спрашиваю у представителя компетентных органов:
— Нормальная карта есть Багдада?
Нормальный вопрос для любого пилота, который приехал в незнакомый город.
Ответ потряс:
— Карты есть, но она является очень секретной…. У нас же война с США. Можем предоставить только очень опытного военного летчика, который знает каждый уголок багдадского неба.
Думаю. Получается не очень хорошо. Температура воздуха плюс 40… Лишних семьдесят килограмм при такой температуре не радует…, но радует то, что в крайнем случае есть человек в корзине со знаем языка и местности. Вспоминаю, что вчера на контрольном подъеме аэростата баллон газа сожгли- вот и весовая компенсация. Рации как всегда не дали…
Стадион уже заполнен. Беговые дорожки заняты инвалидами в колясках (участники кровопролитнейшей ирано-иракской войны 1980-1988 гг.). Ужасно жарко, при такой жаре я еще не летал…
Наполняем аэростат. Публика вела себя относительно спокойно. Был, конечно, вздох удивления, но это было связано и с тем, что в Ираке не видели тепловых аэростатов никогда. Но вот аэростат поднялся и занял вертикальное положение. На собравшихся с его оболочки пристально смотрел президент республики Ирак Саддам Хусейн.

Читайте также  История воздухоплавания. Часть 5

Что тут началось! Взрыв удивления, буря ликования. Да и такая буря, что переговариваться приходилось друг с другом только «на ухо».
При этом погода штилевая, ветра нет. По жесту судьи понимаю, что он свистит в свисток! Начинаю поднимаемся по тихонько. Считаем метры: 5 метров, 10 метров, 50 метров, 300 метров, 500 метров. Вот и «уровень в 600 метров», появился хоть какой-то ветерок.. В условиях полного штиля улетать за город просто невозможно, да и газа мало. Вот где пригодился опыт полетов над столицей нашей Родины городом Москва. Уже опытным взглядом оцениваю траекторию полета и присматриваю безопасную площадку для посадки. Мы все помним корзина – она железная. Тут следует отметить и еще одно: Багдад с высоты птичьего полета смотрится чуть иначе. На крышах высотных домов размещены зенитные пулеметы. Возле каждого правительственного здания по периметру находиться бдительная охрана с автоматами.
Какой-то слабый ветерок начинает прижимать меня к зданию. Из всех окон на надвигающийся аэростат смотрят люди. в белых майках, а за поясом у каждого пистолет. Смотрю, возле здания есть удобная для меня и и удачная для подъезда автомашины сопровождения площадка … Сажусь. Чуть позже выяснилось, что здание- это министерство внутренних дел республике Ирак.
Тут же ко мне бегут солдаты, передергивая затвор автомата и кричат что-то на своем.
Я особо не волнуюсь. От стадиона мы отлетели на расстояние не более 1 километра. Смотрю, а на место уже прибывает джип спецслужб. Из машины выходит человек. Буквально несколько криков и… все солдаты разом отдают честь и отправляются на место несения службы.
Первый в истории республики Ирак полет гербового именного теплового аэростата «Саддам Хусейн» завершился.
На следующий день практически все газеты государства вышли с материалами про наш полет на первой странице!

Читайте также  История воздухоплавания. Часть 1. Полет под мостом Большого Вердонского каньона

Мы пока не уезжаем. Сидим в отеле, ждем. Ждем официального приема или дорогих подарков. День проходит, второй. Ничего нет. Никто нас не зовет.
Вылет из Аммана был запланирован 1 мая. Надо покидать радушные и древние стены Багдада. 30 апреля 1994 г. после обеда мы выехали в сторону ирако-иорданской границы.
Нам так захотелось домой, к родным стенам, в страну березового ситца , что после пересечения ирако –иорданского границы, мы вышли из машин, обнялись и не сговариваясь глядя на восходящее солнце понимая, что настал день Первого Мая запели хором; «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля, просыпается с рассветом вся российская страна… Мы, это — Лев Маврин ( автор этих срок), Сергей Щугорев, Юрий Вронец, Сергей Журавлев и летчик-космонавт Виталий Иванович Севостьянов.
Багдадское небо открыто!!
План только один — скорей домой! Мы еще не знали, что благодаря этой поездки мы побываем в пустыне Вади Рум, пройдем по улице Петры, примем участие в празднование 60 летия короля Иорданского Хашимитского Королевства Хусейна!!!! На следующий год, в 1995 году, проведем фестиваль воздухоплавания с названием «Небо Багдада». И последний раз посетим Багдад в 1999 году!